Муниципальный ресурсный центр (МРЦ) по повышению качества работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся школ города Нижнего Тагила
Единая модель профессиональной ориентации "Профминимум"
Методические рекомендации по реализации практико-ориентированного модуля
Методические материалы по работе с родителями
МРЦ основывает свою работу на аналитических материалах системы оценки качества образования (ФИОКО, ИРО СО).
Содействует реализации муниципальной системы оценки качества образования, проекта «Школа Минпросвещения России» по ключевым направлениям:
- реализация практико-ориентированного модуля профминимума;
- содействие участию обучающихся в чемпионатах по профессиональному мастерству.
ПЛАН организационных, информационных и методических мероприятий на 2024 год
ВЫБЕРИ СВОЙ
ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС!
Система работы по организации профильного обучения. Сопровождение выбора профессии.
В Нижнем Тагиле выстроена система специализированной подготовки (профильного обучения) на уровне среднего общего образования, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда города. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся является одним из основных направлений деятельности всех образовательных организаций Нижнего Тагила и имеет свою специфику
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся является одним из значимых разделов Муниципальной системы оценки качества образования и включает в себя следующие направления:
- Создание условий для совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования.
Показатели:
- проведение ранней профориентации обучающихся,
- выявление предпочтений обучающихся на уровне ООО в области профессиональной ориентации,
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на уровне ООО (в том числе обучающихся с ОВЗ),
- выбор профессии обучающимися на уровне ООО.
- Повышение эффективности профилизации на уровне среднего общего образования
Показатели:
- выявление предпочтений обучающихся на уровне СОО в области профессиональной ориентации,
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на уровне СОО (в том числе обучающихся с ОВЗ),
- выбор профессии обучающимися на уровне СОО,
- эффективность профориентационной работы в профильных классах и классах с УИОП,
- успешность зачисления в вуз в соответствии с выбранным профилем.
Координацию деятельности образовательных организаций по данным направлениям осуществляет Муниципальный ресурсный центр по повышению качества работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся школ города.
Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации
Ежегодно проводится мониторинг профессиональных предпочтенийобучающихся 8-10 классов образовательных организаций города Нижний Тагил, в том числе с ОВЗ, на основе которого выстраивается система профильного обучения на уровне среднего общего образования.
В 2021-2022 учебном году в отношении 5369 человек педагогом-психологом проводилась диагностика по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации, что составляет 63% от всех обучающихся 8-10 классов. Таким образом, диагностикой по выявлению предпочтений охвачено достаточное количество обучающихся 8-10 классов.
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихсяпо проведению ранней профориентации обучающихся
При активном взаимодействии детских садов с учреждениями и предприятиями города реализуется муниципальный проект «Лаборатория профессий. Дошкольник», который находит свое продолжение в комплексе практикоориентированных мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение, на всех уровнях образования общеобразовательных организаций.
5579 (31%) из 17 765 обучающихся 6-11 классов, в том числе с ОВЗ, охвачены практикоориентированными программами профессионального сопровождения самоопределения в рамках профессионально-образовательных траекторий, в том числе прошли профессиональные пробы или стажировки. В основном, это:
- встречи (в онлайн режиме и очно) с представителями учреждений профессионального образования; профессий; организаций (ГКУ СЗН СО Нижнетагильский центр занятости и пр.);
- образовательный туризм на предприятия, в учреждения профессионального образования;
- профессиональные пробы на базе учреждений профессионального образования;
- открытые уроки «Шоу профессий», «Финансовой грамотности», «Урок цифры» и другие;
- Дни открытых дверей и Дни карьеры в учреждениях профессионального образования;
- форсайты компетенций Чемпионата «Молодые профессионалы», мастер-классы по компетенциям «Технологии моды», «Лабораторный химический анализ», «Электромонтаж» и «Инженерный дизайн-CAD» и др.;
- городской образовательный проект «Школа бизнеса»;
- Профориентационные смены в лагерях дневного пребывания;
- Единый день профориентации в школе.
Большинство общеобразовательных организаций обеспечивают участие обучающихся 6-11 классов в проектах «Билет в будущее», «Уроки настоящего», «Проектория» и иных, инициируемых управлением образования Администрации города Нижний Тагил.
Педагогические и руководящие работники из 26 образовательных организаций города повысили квалификациюпо вопросам сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся. Педагогами-навигаторами являются 36 педагогов из ОО 21, 30, 64, 71, 90, 8 (Висимо-Утка), 49, 58, 75/42, 80, 100, 144, 4, 7, 20, 35, 38, 41, 87, Лицей, Лицей 39.
Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ
По итогам 2021-2022 учебного года в 8-11 классах общеобразовательных организаций города 98 детей с ОВЗ. В отношении 98 (100%) детей проводилась профориентация в рамках тьюторского сопровождения обучающихся ОО с ОВЗ. Практический опыт ОО города по тьюторскому сопровождению обучающихся с ОВЗ можно считать эффективным.
Осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями
Качество профориентационной работы определяет сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций с учреждениями профессионального среднего и высшего образования, центра занятости населения, предприятий и организаций реального сектора экономики города. Это и целесообразное использование ресурсов, привлечение специалистов для участия в профориентационных конкурсных мероприятиях в качестве экспертов, консультантов и др.
Все образовательные организации города Нижний Тагил имеют договоры с предприятиями, социальными партнерами, включающие в качестве одного из направлений взаимодействия профориентационную работу: проведение профессиональных проб и совместных профориентационных мероприятий. Это договоры с предприятиями АО «НПК "Уралвагонзавод»», АО «ЕВРАЗ НТМК», ФКП «НТИИМ», АО ХЗ «Планта»; с учреждениями профессионального образования ГАПОУ СО «НТТМПС», ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова», ГАПОУ СО «НТСК», ГБОУ СПО СО «НТЖТ», ГАОУ СО НТТЭК, НТГМК, НТТМиС, ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1 и №2», РГППУ (филиал) НТГПИ, ГУФСИН, АНО ПОО УИПК «21-й век», ФГАОУ ВО «УрФУ ГТИ»; Фонд поддержки одаренных детей «Золотое сечение», учреждения дополнительного образования города и другие.
Развитие конкурсного движения профориентационной направленности
Ежегодно для обучающихся образовательных организаций города Нижнего Тагила организуются крупные профориентационные события.
Это городской профориентационный фестиваль мультимедийных проектов «Парад профессий – Нижний Тагил 2030», который,в первую очередь, направлен на популяризацию рабочих профессий, инженерно-технических специальностей, востребованных и перспективных для региона и города.Лучшие видео-ролики и анимационные фильмы о профессиях будущего, актуальных для нашего города, размещаются на портале «Проекты школ Нижнего Тагила» и используются в профориентационных мероприятиях образовательных организаций.
3096 (17%) из 17 765 обучающихся ОО, в том числе с ОВЗ, приняли участие в муниципальных конкурсах профориентационной направленности в 2021-2022 учебном году. Кроме того, обучающиеся приняли участие в следующих конкурсных мероприятиях: IV Всероссийский форум «Будущее начинается сегодня» (конкурс эссе «Славное прошлое-светлое будущее», конкурс легоконструирования «Чудо-дом из ЛЕГО», конкурс детского рисунка «Калейдоскоп профессий», инженерный дизайн CAD), Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, X Национальный и Региональный Чемпионаты «Молодые профессионалы» WorldSkillsRussia, IIОткрытый чемпионат профессионального мастерства ЕВРАЗа по высокотехнологичным профессиям среди школьников в г. Качканаре, X региональная НПК «Достижения молодых ученых в области естественных наук и математики», областной конкурс видеороликов «Профессия – мечта», «Профессии будущего», «Люблю профессию с детства», городские конкурсы «Естественные науки в профессиях ЕВРАЗа», «Уралвагонзавод: профессии настоящего и будущего», конкурс видеороликов «Мой выбор – моё право» и др.
С 2018 года проводится муниципальный Чемпионат профессионального мастерства «ПРОФИ-СТАРТ» на основе инструментов чемпионатного движения «Молодые профессионалы» WorldSkillsRussia. Ежегодно расширяется спектр компетенций Чемпионата. В 2022 году были организованы конкурсные площадки по 9 компетенциям: «Электромонтаж», «Технологии моды», «Мобильная робототехника», «Медицинский и социальный уход», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Экспедирование грузов», «Организация экскурсионных услуг», «Дошкольное воспитание», «Преподавание в младших классах». Городской Чемпионат «ПРОФИ-СТАРТ» - это создание новых возможностей для профориентации учащихся в возрасте от 10 до 17 лет, освоения ими современных и будущих профессиональных компетенций с опорой на передовой отечественный опыт.
Обучающиеся школ города активно участвуют в региональных и национальных чемпионатах «Молодые профессионалы» WorldSkillsRussia. Если в 2018 году в VI Открытом региональном Чемпионате Свердловской области "Молодые профессионалы"WorldSkillsRussia наши юниоры приняли участие только по одной компетенции «Электромонтаж», в 2019 уже по 3 компетенциям «Электромонтаж», «Технологии моды» и «Организация экскурсионных услуг», то в 2022 году – по 9 компетенциям. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в региональном этапе национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Чемпионатное движение «Молодые профессионалы» - одно из приоритетных направлений подготовки рабочих кадров для развития экономики и системы профессионального образования в соответствии с лучшими отечественными стандартами и передовыми технологиями.Развитие Чемпионатного движения является точкой роста кадрового потенциала Нижнего Тагила.
Благодаря областному проекту «Уральская инженерная школа» в образовательных организациях города обеспечиваются условия для реализации образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы. Кабинеты химии, физики оснащаются современными лабораторными комплексами, современным технологическим оборудованием для 3D-моделирования. Лаборатории, мастерские, оснащённые современным оборудованием, становятся ресурсом для сетевого взаимодействия образовательных организаций. На их базе организуются профессиональные пробы для обучающихся близлежащих школ, Сетевые и дискуссионные площадки «ПРОФИ-СТАРТ. Точки роста».
Большинство образовательных организаций города Нижний Тагил демонстрируют высокий уровень вовлеченности в работу по сопровождению самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, что, несомненно, влияет на повышение эффективности образовательного процесса и качества образования.
Учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне
В 2021 году было 1412 выпускников 11 классов, в том числе с ОВЗ из 51 образовательной организации. Углубленное изучение предметов реализуется в лицеях, гимназиях города, образовательных организациях 5, 32. Из них 49% выбрали для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне. В образовательных организациях с углубленным изучением иностранных языков преемственность в выборе демонстрирует 64%; науки об обществе – 51%; гуманитарные науки – 10%;образование и педагогические науки – 3%.
Учет обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения
В 2020-2021 учебном году профильные классы были не во всех образовательных организациях, так как выпускники 2021 года учились по ФК ГОС. Из образовательных учреждений, имеющих профильные классы, 65% поступили в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения.
Наибольшую эффективность демонстрируют профили:
1. Химический. 88%
2. Информационно-технологичекий. 74%
3. Математический. 73%
На среднем уровне эффективности обучения по профилю в ОО находятся:
4. Физико-математический. 65%.
5. Технологический. 61% (инженерное дело, технологии и технические науки – 39%; математические и естественные науки – 32%).
В сравнении с вышеуказанными профилями более низкую эффективности обучения по профилю в ОО демонстрируют:
6. Химико-биологический. 59%
7. Гуманитарный. 56%
Анализ соотношения направлений дальнейшей подготовки и профиля класса позволяет сделать вывод об успешности реализации профильного обучения и адекватности выбора профиля обучающимися.